Дом Мила

Дом Мила (Casa Milà) или Ла Педрера (La Pedrera) -- это  уникальный жилой дом в Барселоне, спроектированный Антонио Гауди. Он является последним заказом архитектора. Возведённое по заказу Перо Мила строение, расположилось на перекрестке улиц Каррер де Провенса и Пассеч де Грасиа (в 3-х кварталах от дома Бальо) и должно было стать доходным домом. На сегодняшний день Дом Мила входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также является одним из самых посещаемых мест в Испании.

Благодаря индивидуальному стилю Гауди, дом получился действительно уникальным. Мила хотел получить необычный каменный дом, аналогов которому не было бы по сей день. Так родился Дом Мила - каменное строение, но в тоже время лёгкое и воздушное.
Заказ на Дом Мила был получен ещё в 1905 году, но из-за разногласия с городскими властями, приступить к работам удалось только в 1906, а закончить строительство лишь в 1910. Работы по возведению длились 36 месяцев, из которых было получено разрешение только на 4 недели.
Ещё во время учёбы в школе архитектуры, Гауди написал, что любое здание подчиняется единой идее. В случае с Домом Мила, идеей стала гора, которая всегда находится в движении. Если взглянуть на фасад, есть ощущение, что речные пороги застыли в камне, взгляд словно скользит по водоворотам, а крыша стекает по стенам.
Сложно поверить, но изначально жители Барселоны не очень жаловали внешний дизайн постройки, в насмешку прозвав Дом Мила «каменоломней» (La Pedrera). Название прижилось, и сегодня легко услышать именно это имя.
Конечный вид дома сильно отличается от первоначального проекта. При согласовании каждой детали с властями, Гауди получал немало возражений. Один раз он даже пригрозил, что напишет на стене: «Этот кусок вырезан по распоряжению городского совета».
Фасад  Дома Мила, а также 3 его внутренних дворика, являются самыми эксцентричными достопримечательностями Барселоны. Внешне Дом Мила (Ла Педрера) смотрится очень примитивно, но на самом деле это архитектурное совершенство, воплощённое в стали и бетоне. Отделка балконов особенно впечатляет. Она была доверена мастеру импровизации Жузеп Марии Пужолю (Josep Maria Pujol de Barberà). Каждая балконная решётка создавалась по эскизам в соотношении 1:1. Когда они были переданы сталелитейщикам, Пужоль сказал, что металл нужно вытягивать так, словно рисуешь им в воздухе.

Возведение фасадов Дома Мила проходило тяжело, так как форма стен требовала трудной системы укладки тяжёлых камней Монжуика. Это повлекло довольно большие затраты и подрядчику пришлось значительно увеличить бюджет. Но Мила при этом отвечал, что он «теряет не деньги, а терпение».

Архитектор приложил все усилия для того, чтобы здание было наполнено светом и свежим воздухом. Каждое помещение имеет окно, что было редкостью в прошлом. В проекте изначально были продуманы расположения всех типов помещений. Окна основных помещений выходили во внутренний двор квартала, окна вспомогательных - во внутренние дворики.

Вентиляция в виде больших воздушных шахт, являлась самым главной особенностью в Доме Мила. Гауди уже тогда обдумывал, где будет храниться транспорт, поэтому оснастил здание подземным гаражом. Но самой удивительной находкой стали перемещаемые межкомнатные перегородки, позволяющие владельцу изменять внутреннюю планировку.

Посетителей всегда поражал внешний вид лестницы, шахты, цветущие сады, эллиптический дворик здания. Но для воплощения в жизнь всех задумок, Гауди понадобилась масса терпения. Хосе Каналету, сетующему на гигантский размер чертежей, архитектор предложил сделать отверстие в чертежной доске, чтобы можно было работать, поворачиваясь из стороны в сторону. А согласно легенде, розу, украшающую фасад Дома Мила и являющуюся символом Богоматери, пришлось менять огромное количество раз, потому что Гауди хотел «квинтэссенцию розы».

Крыша Дома Мила -- это отдельная и совершенно особенная часть дома. Это мир, в котором функциональные детали представлены в виде скульптур. Смотря на необычные дымоходы и шахты лифтов, складывается впечатление, что попал в мир сказочных животных. В их дизайне просматриваются 3 темы: пещера, море и подводный мир.
Гауди был очень горд результатом своей работы. В здание исчезли углы, а солнце теперь могло заходить с четырех сторон и приносить ощущение рая.
На сегодняшний день Дом Мила является собственностью банка Caixa de Catalunya. Огромный бельэтаж площадью тысяча квадратных метров   используется как выставочный зал. На седьмом этаже осталась квартира, выполненная в стиле двадцатых годов ХХ века. Вместе с террасой на крыше (с которой город виден как на ладони) и чердачным этажом, она входит в план экскурсий. Остальные же этажи отданы под офисы и жилые квартиры, где и сейчас живут люди. Так что «дворец, что светлее рая» и идеи Гауди живы поныне.